Марина Ивановна
ГЕРАСИМОВА
Музыкальный руководитель детского сада

реклама

Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»

Одной из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

 Использование данной технологии направлено на развитие:
- координационной свободы движения,
- слухового восприятия музыки,
- чувства ритма,
- внимания,
- ансамблевой слаженности,
- способности к двигательной импровизации.

Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.

После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.  В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).

Также данная форма может использоваться для развития тембрового восприятия. При слушании музыкальных произведений ребята определяют тембр (или группу) звучащего инструмента и выбирают определенный атрибут, соответствующий звуку тембра. Например, при звучании определенного инструмента дети руками передают музыкальный образ. Постепенно можно усложнить задачу, при звучании инструментов одной группы можно использовать одни атрибуты – например «птицы», «бабочки», при звучании инструментов другой группы, соответственно другие атрибуты – «цветы», «листья», снежинки и т. д. Для успешного выполнения данной задачи дети должны хорошо знать музыкальный фрагмент, так сказать он должен быть у них на слуху, считаю, что такая форма работы может использоваться при закреплении материала. Все зависит от поставленных задач педагога и творческого воображения ребят.

Особенностями технологии является то, что она может применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа с детьми разного возраста и с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.

Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

Вывод: технология «Хор рук» является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Ее применение в работе направлено:
- на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
- на развитие слухового восприятия и творческого воображения;
- на развитие ассоциативно-образного мышления;
- на развитие личностных качеств;
- можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.

Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то, данную технологию, можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.

Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования.

Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.

Элементарное музицирование

Цель: развитие творческих способностей, природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования дошкольников.

Инструменты должны быть простыми в освоении, ребёнок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций (знакомство с инструментом, его составными частями, способами игры, исследование звука инструмента, сравнение с другими). Звучание инструмента отождествляется с предметами и явлениями из жизни. Творческая деятельность проявляется в сочинении мелодий, озвучивании сказок, аранжировке произведений.

Последовательность действий с инструментом:
Поиграй на своём инструменте, изучи, какие звуки в нем живут.
Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь.
Будь дирижёром – покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь.
Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение».
Попробуй озвучить стихотворение, сказку.
Непосредственно образовательная деятельность
Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности: на занятиях разных типов, подгрупповая работа (с детьми с повышенной мотивацией к обучению), в музыкально-дидактических играх, досугах и развлечениях ,в индивидуальной работе с детьми ,в самостоятельной деятельности дошкольников.

Изготовление музыкальных игрушек, инструментов и их использование.
В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.

Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.

Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Игровое обучение – скрытое, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

«Вышли мышки»
С инструментами (давая возможность выбрать их детям)
На стене часы висели -(хлопки)
Тик-так, тик-так           - (шлепки)
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
На стене часы висели
Тик-так, тик-так
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры со звучащими жестами

«По коленочкам» («Ах, вы сени», сл. М. А. Давыдовой)
По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко
Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.
По коленям локотками постучим теперь мы с вами.
Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.
И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой
Тра – та – та – та, тра – та – та та,
Мы похлопаем с тобой.

«Комары и мошки» слова рус. народные
Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Комары и мошки, тра-ля-ля.
Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ.
А как наступит ночь, улетают прочь!

«Мышки»
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!

«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра.
(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)
Веселится детвора!
(Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп
(Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.
(Хлопки)
Дождик, нас не поливай,
(грозят пальцем)
А скорее догоняй!
(Убегают от дождика)

«Снег»
Как на горке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
И на ёлке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ёлкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
А под снегом спит медведь
Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.
Тише, тише – не шуметь!

«Обезьянки»
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Обезьяна на печи. Шлепки по коленям
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Поиграть я с ней хочу. Притопы
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

реклама

Яндекс.Метрика
© Марина Герасимова, 2009-2022.
Главная страница | Сценарии | Фото | Видео | Методические материалы | Музыка | Ноты
Ссылки | Гостевая книга | Аттестация | Интернет-портфолио