Марина Ивановна
ГЕРАСИМОВА
Музыкальный руководитель детского сада

реклама

Музыкально-речевые и двигательно-речевые игры
для детей старшего дошкольного возраста
автор составитель:
Герасимова М. И.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Подобные виды деятельности развивают у ребёнка работу мозга, воображение, интеллект, способствуют развитию речи, развивают мелкую моторику, чувство ритма, музыкальные и творческие способности, фантазию. Эти виды деятельности – один из наилучших способов провести время с ребёнком с максимальной пользой. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком, дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их. Простые движения помогают убрать напряжение, расслабить мышцы всего тела. Просто играть с ребёнком – это самое благородное времяпрепровождение, весёлое, увлекательное и полезное занятие. Данные игры всегда носят для детей яркий, эмоционально-положительный характер. Пускай игры с ребёнком принесут радость и пользу.

Цель: использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Задачи:
1. Коррекционные: - развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений;
- формирование выразительных средств через движения.
2. Оздоровительные: - укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие быстроты двигательной реакции;
- развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
3. Образовательные: - развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные: - воспитание общей музыкальной, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств и эмоций.
5. Развивающие: - познавательную активность;
- устойчивый интерес к действию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.

«Веселый дождик»
Цель игры: развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку
- Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку
- Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он
- Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон
- Кап-кап, кап-кап-кап! -
А какая это шишка? протягивают ладошки вперед
-Я не знаю, - шепчет мишка. пожимают плечами
Научим мишку мы считать: Один, два, три, четыре, пять. (дети загибают пальчики и считают их)

«Бубен»
Цель игры: развитие чувства ритма.
Дети стоят в кругу и на слова передают бубен. На последние слова у кого бубен, тот ребенок выходит в центр круга, играет в бубен под музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ребятишек веселит,
Деточки играют,
В бубен ударяют.
Хлопай - раз,
хлопай - два!
Интересная игра.
Танечка (Ванечка) играет,
В бубен ударяет. Игра повторяется с другим участником

«Матрешки и Петрушка»
Цель игры: развитие ритмической организации и внимания.
Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук! (ложки)
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!                                               
Мы на ложках заиграли.
Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень. (трещотки и погремушки)
Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! (погремушки)
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук, (молоточки ли палочки)
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть (все вместе)
Наш оркестр целый день.

«Ёжик»
Цель игры: развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания. Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да, да. движения по тексту
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их… носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг

«Дождик лей!»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей. Помахивают кистями рук
На меня и на людей. Руки к груди и разводят в стороны
На людей по ложке ладошки сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке руки к груди и пальцы сложены в щепотку
А на б-а-бу Ягу. Руками схватиться за голову, покачать головой
Лей по целому ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища

«Колокольцы»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги - диги, диги - дон, угадай, откуда звон
Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

«Листопад»
Цель игры: развитие ритмической координации, выразительности движений.
Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут ладошку о ладошку.
И летят, летят, летят! Качают руками.

«Дождь»
Цель игры: развитие стремления к физическому и психологическому раскрепощению, свободе движений. Формирование ритмической организации.
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора! Лёгкие прыжки на месте.
Шлеп по лужам. Притопы.
Шлеп-шлеп.
Хлоп в ладоши, Хлопки.
Хлоп-хлоп.
Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.
А скорее догоняй!                                                                                                 
Убегают от «дождика»

«Пчёлы водят хоровод»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Водят пчелы хоровод – Дети топают на месте.
Брум, брум.  Хлопки «тарелочками».
В барабан ударил кот – Имитируют пальцами игру на барабане.
Трум, трум. Стучат кулачком о кулачок.
Стали мыши танцевать – Выставляют ногу на пятку.
Тир – ля – ля.
Так, что начала дрожать, Кружатся дробным шагом.
Вся земля.  Хлопают в ладоши.

«Ветерок»
Цель игры: развитие ритмической организации и внимания.
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит: Хлопают над головой руками.
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом-
Бом-бом-бом, бом-бом бом. Топают ногами.
Дует он везде, кругом-
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он-
Страх-страх, страх-страх. Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон-
Ах -ах, ах -ах. Покачивают головой.

«Ежик и барабан»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

«Веселый бубен»
Цель игры: развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Дети встают в круг и передают друг другу бубен под слова:
Побежал веселый бубен
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый бубен.
Тот сейчас сыграет нам!
Ребенок, у которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а все дети произвольно танцуют.

«Веселые музыканты»
Цель игры: развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Играет кот на скрипке: имитировать игру на скрипке.
Тили-ли! Тили-ли! Прохлопать ритм в ладоши.
На блюде пляшут рыбки: сделать волнообразные движения кистями рук.
Хлюп-хлюп, люли! Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши — 2 раза.
Хлюп-хлюп, люли!
Танцуют чашки, блюдца: «Фонарики».
Дзинь-дзинь, хо-хо!
Дзинь-дзинь, хо-хо! Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь («тарелочки») — 2 раза.
А лошади смеются: постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи.
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го! На «И-и.…» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» — опустить их вниз.

«Зимушка-зима»
Цель игры: развитие ритмической организации и внимания.
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание рук над головой
И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

«Снежный оркестр»
Цель игры: развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Летят, летят снежиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Дети игрют на металлофоне соль-ми-до.
Снежиночки-пушиночки:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Звуки исполняются на ксилофоне.
Их ветерок покружит,
С метелью их подружит /Звучат шуршунчики/
Поют, поют снежиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан /Играют на металлофоне/
Им подпевают льдиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан /Играют на ксилофоне/
Тут дедушка Мороз их вдаль с собой унесёт.

Музыкально-речевые и двигательно-речевые игры 001

Музыкально-речевые и двигательно-речевые игры 002

Музыкально-речевые и двигательно-речевые игры 003

Музыкально-речевые и двигательно-речевые игры 004

реклама

Яндекс.Метрика
© Марина Герасимова, 2009-2021
Главная страница | Сценарии | Фото | Видео | Методические материалы | Музыка | Ноты | Ссылки | Гостевая книга | Аттестация