Марина Ивановна
ГЕРАСИМОВА
Музыкальный руководитель детского сада

реклама

Игры звуками

Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Построение подобных композиций составляет лишь одну из форм активного музицирования детей. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.

Игры звуками — это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "плохо или хорошо" ты что-то сделал. Игры звуками — это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
• изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них
  бумажных, деревянных, стеклянных, металлических);
• приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;
• исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков  
  игры на инструментах;
• развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного.

Целесообразная последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:
1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа со всей группой одновременно).
2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).
3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.
4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ежика", солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение", "радостную мысль".
5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.
6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь" - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса (более свободная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах:
• формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к
  игровому материалу, который создает фундамент для творчества;
• коллективно-распределительный характер элементарной импровизации,  
  позволяющий принимать в ней участие каждому;
• простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.  

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:
- Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).
- Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки различной толщины, брусочки.
- Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, 
  баночки от йогурта, от шоколадных яиц)
- Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
- Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, 
  различная крупа, камешки, ракушки.
- Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки).
 - Металлические банки разных размеров.
- Стеклянные бутылки и фужеры.
- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!


Сказки-шумелки

«Зима в лесу»
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (бегать пальцами по барабану)
А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)       
И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону)
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)
У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

«Заяц в лесу»

 Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
 Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов
 сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах. (Шуршим бумагой)
 Испугался заяц и бежать. (Стучим деревянными ложками   быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел
сосне как застучит! (Стучим палочкой по деревяшке)
Бросился заяц бежать. (Стучим деревянными ложками быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чашу, а там сова крыльями как
Захлопает. (Натягиваем руками ткань)
Побежал заяц из леса к речке. (Стучим деревянными ложками быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду. (Шлепаем ладонями по ногам)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес. (Стучим деревянными ложками
медленно).

«Мышиная история»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. (Стучим пальчиками по деревянной коробочке).
Стало холодно и мышки попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки (Используем деревянные ложки)
Грызли зернышки (Проводим палочкой по деревянной расческе)
И устраивали себе из соломы теплые гнездышки (Шуршим бумагой).
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (Дуем в бутылку).
Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках.
(Ударяем палочкой по ксилофону).

«Чей голос лучше?»
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
-У меня просто волшебный голос, - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел. (Треугольник или бокал)
-У нас тоже очень приятные голоса, - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая -поменьше, но их ставили на стол вместе, и они подружились.
-Мы вместе можем сыграть песенку, -сказали чашечки и зазвенели.
(Две чашки или металлофон)
- Мы тоже умеем играть, - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое. (Деревянные ложки)
-Лучше послушайте меня, - сказала баночка с крупой.
-У меня тихий, но интересный голос. И она загремела. (Баночка с крупой или маракасы)
-Разве это музыка? - закричала большая картонная коробка. -Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть! - и она громко застучала.
(Коробка или барабан)
-Голос громкий, но не очень приятный, - сказала большая сковородка. Послушайте теперь меня. И она зазвонила, как колокол.
(Сковородка или тарелка)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
-Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела.
И это был самый лучший голос!

«Лиса и рыба»
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок.
Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. (Бубенцы или коробочка)
Видит дед - на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» -бросил он лису в сани. (Барабан)
а сам пошёл впереди. (Целлофан)
Лошадка бежит, колокольчиком звенит (Бубенцы или коробочка)
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (Ксилофон глиссандо).
Выбросила всю рыбку, и сама убежала (Барабанить пальцами).

реклама

Яндекс.Метрика
© Марина Герасимова, 2009-2021
Главная страница | Сценарии | Фото | Видео | Методические материалы | Музыка | Ноты | Ссылки | Гостевая книга | Аттестация