Марина Ивановна
ГЕРАСИМОВА
Музыкальный руководитель детского сада

реклама

Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок
– музыкантом или врачом, ученым или
рабочим, задача педагога – воспитать в
нем творческое начало, творческое
мышление. В индустриальном мире
человек инстинктивно хочет творить и
этому надо помочь».
Карл Орф

С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОО на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Формирование творческой компетентности стало приоритетной задачей музыкального руководителя. Реализация данной задачи требует новых подходов, основанных на использовании современных и инновационных технологий. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
Цель: формирование основ музыкальной культуры дошкольников через развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников на основе игровых музыкальных технологий и синтеза различных видов искусств.

Игровая деятельность на музыкальных занятиях используются педагогом как средство развития всех музыкальных способностей ребёнка и помогают решению поставленных задач:
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
•    дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
•    музыкальная деятельность подчиняется правилам игры;
•    музыкальный материал используется в качестве ее средства;
•    в музыкальную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
•    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
•    обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
•    познавательные, воспитательные, развивающие;
•    репродуктивные, продуктивные, творческие;
•    коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Функции игры
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Коммуникативная функция
– объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция
– снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция
– создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция
– формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Обучающая функция
– развитие памяти, внимания, восприятия и другие.

Развлекательная функция
– создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения
– стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Игровые технологии развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы, танцы-игры

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,
развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные, подвижные, хороводные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие
координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
- звучащие жесты и музыка моего тела;
- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Элементарное музицирование

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Применение игровых технологий в музыкальном воспитании решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках.

Методическая литература
Ирина Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»
Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя».
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр».
Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».
Поддубная Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры».
Костина Э. П. «Камертон» - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
Выготский Л. С. «Педагогическая психология».

реклама

Яндекс.Метрика
© Марина Герасимова, 2009-2021
Главная страница | Сценарии | Фото | Видео | Методические материалы | Музыка | Ноты | Ссылки | Гостевая книга | Аттестация